Качество образования
Качество образования в школе. Проблемы и пути решения
Единственный путь, ведущий к
знанию - деятельность.
Бернард Шоу
Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.
Повышение качества образования – одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.
Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показатели эффективности деятельности школы:
- уровень обученности учащихся;
- готовность их к продолжению образования;
- уровень воспитанности учащихся;
- состояние здоровья детей;
- уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;
- уровень выполнения стандартов образования.
Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основные при оценке эффективности деятельности школы.
Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
- слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;
-пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;
- отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;
- слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;
- отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;
- невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;
- преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно-деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…);
- потеря связи с родительской общественностью.
Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.
Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:
- Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.
- Социально-экономические факторы.
- Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).
- Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.
Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно- нравственное развитие (потенциал личности). На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания - это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения - умение обучающихся применять знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).
Современные подходы к системе оценки качества образования: уровень образовательного учреждения: http://lesnit.okis.ru:/files/4/7/9/4795/0_hfile_675_1.rar
План
работы МОУ «ООШ п.Восточный»
по повышению качества образования
на 2015– 2016 учебный год.
№ | Раздел | Наименование мероприятий | Сроки | Ответственный |
I. | Мониторинг качества обучения | Подготовка анализа качества успеваемости за 3 года | Август | Зам. директора по УВР |
Проведение в системе мониторинга динамики успеваемости и уровня воспитанности учащихся по основным предметам. | В течение года | Зам. директора по УВР | ||
Анализ системы работы учителей по владению эффективными формами, методами и приемами обучения и воспитания. | В течение года | Зам. директора по УВР | ||
Проведение регионального мониторинга качества образования обучающихся. | Сентябрь, октябрь апрель | Зам. директора по УВР, учителя-предметники | ||
Проведение муниципального мониторинга качества образования обучающихся с анализом промежуточных результатов. | Зам. директора по УВР, учителя-предметники | |||
II | Работа с учителями | Обеспечение выполнение государственных программ в полном объёме каждым педагогом. | В течение года | Учителя - предметники |
Контроль за проведением административных, тематических проверок ЗУН учащихся, согласно утверждённого графика контрольных работ. | В течение года | Зам. директора по УВР | ||
Своевременное проведение коррекции знаний слабоуспевающих и учащихся, пропустивших занятия по болезни и с неуспевающими. | систематически | Учителя - предметники | ||
Активное внедрение инновационных, проектно – исследовательских, информационных технологий и методов работы (открытые уроки с использованием компьютера). | В течение года | Зам. директора по УВР | ||
Постоянная работа педагогов над повышением своего профессионального мастерства через самообразование, КПК, взаимопосещение уроков. | Август, в течение года | Зам. директора по УВР, учителя - предметники | ||
Оформление наглядных стендов для учащихся и родителей «Готовься к экзаменам». Информирование через сайт школы в сети Интернет | В течение года | Зам. директора по УВР | ||
Формирование тестовой культуры учащихся с 1-го класса. Разъяснительная работа по государственной (итоговой) аттестации среди учащихся 8 – х классов. Практическая работа по заполнению бланков ОГЭ с 8 класса. | В течение года | Зам. директора по УВР, учителя - предметники | ||
Проведение пробных ОГЭ по математике и русскому языку и предметам по выбору в 9 классе | Декабрь, февраль, апрель | Зам. директора по УВР | ||
Организация групповых и индивидуальных консультаций по экзаменационным предметам. | В течение года | Учителя – предметники. | ||
Обучение учителей - предметников по выполнению заданий ОГЭ с поэтапным разбором типичных ошибок обучающихся (тренинги и семинары). Посещение мастер – классов на РМО | Постоянно | Зам. директора по УВР | ||
Проведение предметных недель и олимпиад через ШМО с целью повышения мотивации учащихся к предмету. | В течение года | Зам. директора по МР, руководители ШМО | ||
Разработка и формирование пакета рекомендаций для учителей – предметников по вопросам подготовки к ГИА. | В течение года | Зам. директора по МР, руководители ШМО | ||
Разработка рекомендаций по темам типичных ошибок, допущенных на ОГЭ по математике и русскому языку. | В течение года | Зам. директора по МР, руководители ШМО | ||
Разработка плана подготовки учащихся к ГИА учителями - предметниками. | Август, сентябрь | руководители ШМО | ||
Обновление банка контрольно – измерительных материалов для работы с учащимися. | Постоянно | руководители ШМО | ||
III | Работа с учениками | Организация внутришкольного контроля с использованием компьютерных тестовых технологий. | 1 раз в четверть | Зам. директора по УВР |
Ознакомление с порядком проведения ОГЭ. | В течение года | Зам. директора по УВР | ||
Формирование выбора предметов для сдачи экзаменов в 9-м классе. | До февраля | Зам. директора по УВР | ||
Коррекционная работа по результатам пробного ОГЭ. Групповые и индивидуальные консультации для учащихся (слабоуспевающих, пропустивших занятия по болезни) | Декабрь, Март, Апрель В течение года | Учителя - предметники | ||
Индивидуальные собеседования с учащимися по результатам мониторинга успеваемости и посещаемости через учебную комиссию. | В течение года | Администрация | ||
Мотивирование учащихся к участию в проводимых конкурсах творческих и исследовательских работ. | В течение года | Зам. директора по МР и ВР | ||
Проведение комплексных мероприятий по психологической подготовке выпускников к ГИА. | В течение года | Педагог –психолог Руководитель ГМО педагогов - психологов | ||
Посещение обучающих тренингов для выпускников. | В течение года | Педагоги МОО | ||
Реализация элективных курсов по подготовке к ГИА. | В течение года | Учителя-предметники | ||
I V. | Работа с родителями | Проведение совместных собраний родителей и учащихся по изучению "Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников» в 9 классе | В течение года | Зам. директора по УВР |
Организация индивидуальных собеседований с родителями о ходе подготовки к итоговой аттестации | В течение года | Зам. директора по УВР, учителя - предметники | ||
Работа с родителями учащихся группы «риска» через учебную комиссию, совет профилактики и административные совещания. | В течение года | Администрация | ||
Проведение индивидуальных собеседований с родителями и учащимися по психологической подготовке выпускников к государственной (итоговой) аттестации | В течение года | Психолог | ||
V. | Контроль | Осуществление контроля администрацией школы через ВШК. | В течение года | Администрация |
VI. | Дополнительное образование детей | Развитие системы дополнительного образования с учетом запросов учащихся и их родителей. | Сентябрь | Зам. директора по ВР |
Сохранение и развитие системы мероприятий с детьми с целью выявления творческих достижений учащихся. | В течение года | |||
Сохранение и развитие системы массовых мероприятий с детьми с целью развития творческих достижений учащихся и отслеживания результативности. | В течение года | |||
Отработка системы поощрения особо одаренных детей | В течение года | |||
VII | Обеспечение учебного процесса | Пополнение школьной библиотеки необходимой методической литературой для учителей и учебной для учащихся | В течение года | Библиотекарь |
Контроль за уровнем обеспеченности учащихся учебниками, учебно – методическими пособиями, ТСО, ИКТ пособиями. | В течение года | |||
Создание автоматизированных рабочих мест учителя и ученика. | В течение года | |||
VIII | Итоговый и промежуточный анализ по повышению качества образования | Анализ результатов государственной итоговой аттестации 2016 года. | Июнь | Директор, руководители ШМО, Зам. директора по УВР, учителя - предметники |
Ожидаемые результаты:
1) Повышения качества образования учащихся;
2) Повышение мотивации учащихся к обучению, предмету;
3) Повышение качества сдачи ОГЭ.
4)Повышение профессионального роста учителя.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тик ток