Качество образования

Качество образования  в школе. Проблемы и пути решения 

Единственный путь, ведущий к

знанию - деятельность.

                                                                                                                         Бернард Шоу

 

Современная общеобразовательная школа  многообразна и сложна, она непрерывно изменяется.       В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих учащихся качественным образованием.

Повышение качества образования –   одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования.

Качество образования, которое включает в себя обучение и воспитание школьников, представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоциционального отношения к миру и друг другу. Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить  основные  показатели эффективности деятельности школы:

  • уровень обученности учащихся;
  • готовность их к продолжению образования;
  • уровень воспитанности учащихся;
  • состояние здоровья детей;
  • уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;
  • уровень выполнения стандартов образования.

Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основные при оценке эффективности деятельности школы.

 Контроль за качеством знаний  (контроль результатов обучения) – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение. Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка  приучает обучающихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

 Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

 - слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;

-пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

- отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учительского состава;

- слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;

- отсутствие мотивации к учению у ребят и слишком большая опека их со стороны учителей;

- невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;

- преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно-деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение…);

- потеря связи с родительской общественностью.

Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса. К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс. Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и ТСО – всё это влияет на образовательный результат деятельности обучающихся.

Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков Для того чтобы успешно решать вопросы управления качеством образования, необходимо помнить, что образование – это процесс целостного развития растущего человека. При этом необходимо учитывать факторы, влияющие на развитие личности:

  1. Генетические факторы. Генетическая природа человека, как наиболее древняя и консервативная, в наименьшей степени поддаётся изменениям и, как правило, играет доминирующую роль.
  2. Социально-экономические факторы.
  3. Психолого-педагогические факторы, которые создают или не создают среду развития человека (престижность высоких результатов).
  4. Личностно-деятельностные факторы, которые влияют на социально-психологические новообразования в личности школьника, в формировании личностной и духовной зрелости растущего человека.

Результаты, которые характеризуют все виды зрелости растущего человека на каждой ступени обучения: обученность, мотивация, творческие способности, здоровье, духовно- нравственное развитие (потенциал личности). На всех ступенях обучения в школе существует связь между обученностью и интересом обучащихся к учебному предмету. Учебная зрелость как показатель результата обучения включает в себя обученность, мотивацию, устойчивость к обучению, коммуникабельность, социальный статус ученика в классе. Согласно статистике, 57% школьников при переходе из начальной школы в среднее звено находятся на среднем уровне учебной зрелости, недостаточно владеют учебными умениями, что является причиной снижения успеваемости и интереса к учёбе в 5-м классе. Поэтому на первом этапе необходимо обучить пятиклассников способам познавательной деятельности в новых условиях учебной работы с учителями разных предметов. Способы познания должны стать предметом контроля и диагностики, поскольку знания - это результат процесса их приобретения, а главный итог обучения - умение обучающихся применять знания на практике (в дальнейшей учёбе и жизни).

Современные подходы к системе оценки качества образования: уровень  образовательного  учреждения: http://lesnit.okis.ru:/files/4/7/9/4795/0_hfile_675_1.rar

План

работы МОУ «ООШ  п.Восточный» 

по повышению  качества образования 

на 2015– 2016  учебный год.

Раздел

Наименование    мероприятий

Сроки

Ответственный

I.

Мониторинг качества обучения

Подготовка анализа качества успеваемости за  3 года

Август

Зам. директора по УВР

Проведение в системе мониторинга динамики успеваемости и уровня воспитанности учащихся по основным предметам.

В течение года

Зам. директора по УВР

Анализ системы  работы учителей по владению
эффективными формами, методами и приемами обучения и воспитания.

В течение года

Зам. директора по УВР

Проведение регионального мониторинга качества образования обучающихся.

Сентябрь, октябрь апрель

Зам. директора по УВР, учителя-предметники
Проведение муниципального мониторинга качества образования обучающихся с анализом промежуточных результатов.

Зам. директора по УВР, учителя-предметники

II

Работа с учителями

Обеспечение выполнение государственных программ в полном объёме каждым педагогом.

В течение года

Учителя - предметники

Контроль за проведением административных, тематических проверок ЗУН учащихся, согласно утверждённого графика контрольных  работ.

В течение года

Зам. директора по УВР

Своевременное проведение  коррекции знаний слабоуспевающих и учащихся, пропустивших занятия по болезни и с неуспевающими.

систематически

Учителя - предметники

Активное внедрение инновационных,  проектно – исследовательских, информационных технологий и методов работы (открытые уроки с использованием компьютера).

В течение года

Зам. директора по УВР
Постоянная работа педагогов над повышением своего профессионального мастерства через самообразование, КПК, взаимопосещение уроков.

Август, в течение года

Зам. директора по  УВР, учителя - предметники
Оформление наглядных стендов для учащихся и родителей «Готовься к экзаменам». Информирование через сайт школы в сети Интернет

В течение года

Зам. директора по УВР

Формирование тестовой культуры учащихся с 1-го класса.
Разъяснительная работа по государственной (итоговой) аттестации среди учащихся  8 – х классов.
Практическая работа
по заполнению бланков  ОГЭ с 8 класса.

В течение года

Зам. директора по УВР, учителя - предметники

Проведение пробных ОГЭ по математике и русскому языку  и предметам по выбору в 9 классе

Декабрь,

февраль,

апрель

Зам. директора по УВР

Организация  групповых и индивидуальных консультаций по экзаменационным предметам.

В течение года

Учителя – предметники.

Обучение  учителей - предметников по выполнению заданий  ОГЭ с поэтапным разбором типичных ошибок обучающихся  (тренинги и семинары). Посещение мастер – классов на РМО

Постоянно

Зам. директора по  УВР

Проведение предметных недель и олимпиад через ШМО с целью повышения мотивации учащихся к предмету.

В течение года

Зам. директора по  МР, руководители ШМО



Разработка и формирование пакета рекомендаций для учителей – предметников по вопросам подготовки к ГИА.

В течение года

Зам. директора по  МР, руководители ШМО

Разработка рекомендаций по темам типичных ошибок, допущенных на ОГЭ по математике и русскому языку.

В течение года

Зам. директора по  МР, руководители ШМО

Разработка плана подготовки учащихся к ГИА учителями - предметниками.

Август, сентябрь

руководители ШМО

Обновление банка контрольно – измерительных материалов для работы с учащимися.

Постоянно

руководители ШМО

III

Работа с

учениками

Организация внутришкольного контроля с использованием компьютерных тестовых технологий.

1 раз в четверть

Зам. директора по УВР

Ознакомление с порядком проведения  ОГЭ.

В течение года

Зам. директора по УВР

Формирование выбора предметов для сдачи экзаменов в 9-м классе.

До февраля

Зам. директора по УВР

Коррекционная работа по результатам пробного ОГЭ.
Групповые и индивидуальные консультации для учащихся (слабоуспевающих, пропустивших занятия по болезни)

Декабрь,

Март,

Апрель

В течение года

Учителя - предметники

Индивидуальные собеседования с учащимися по результатам мониторинга успеваемости и посещаемости через учебную комиссию.

В течение года

Администрация

Мотивирование учащихся  к участию в проводимых конкурсах творческих и исследовательских работ.

В течение года

Зам. директора по  МР и ВР

Проведение комплексных мероприятий по психологической подготовке выпускников к ГИА.

В течение года

Педагог –психолог

Руководитель ГМО педагогов - психологов



Посещение обучающих тренингов для выпускников.

В течение года

Педагоги МОО

Реализация элективных курсов по подготовке к ГИА.

В течение года

Учителя-предметники

I V.

Работа с родителями

Проведение совместных  собраний родителей и учащихся по изучению "Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников» в 9 классе

В течение года

Зам. директора по УВР

Организация  индивидуальных собеседований с родителями о ходе подготовки к итоговой аттестации

В течение года

Зам. директора по УВР, учителя - предметники

Работа с родителями учащихся группы «риска» через учебную комиссию, совет профилактики и административные совещания.

В течение года

Администрация

Проведение  индивидуальных собеседований с родителями и учащимися  по психологической подготовке выпускников к государственной (итоговой) аттестации

В течение года

Психолог

V.

Контроль

Осуществление контроля  администрацией школы через ВШК.

В течение года

Администрация

VI.

Дополнительное образование

детей

Развитие системы дополнительного образования с учетом запросов учащихся и их родителей.

Сентябрь

Зам. директора по ВР

Сохранение и развитие системы мероприятий с детьми с целью выявления творческих достижений учащихся.

В течение года

Сохранение и развитие системы массовых мероприятий с детьми с целью развития творческих достижений учащихся и отслеживания результативности.

В течение года

Отработка системы поощрения особо одаренных детей

В течение года

VII

Обеспечение учебного процесса

Пополнение школьной библиотеки необходимой методической литературой для учителей и учебной  для учащихся

В течение года

Библиотекарь

Контроль за уровнем обеспеченности учащихся учебниками, учебно – методическими пособиями, ТСО, ИКТ пособиями.

В течение года

Создание автоматизированных рабочих мест учителя и ученика.

В течение года

VIII

Итоговый и промежуточный анализ по повышению качества образования

Анализ результатов государственной итоговой аттестации 2016 года.

Июнь

Директор, руководители ШМО, Зам. директора по УВР, учителя - предметники


Ожидаемые результаты:

1) Повышения качества образования учащихся;

2) Повышение мотивации учащихся к обучению, предмету;

3) Повышение качества сдачи  ОГЭ.

4)Повышение профессионального роста учителя.